?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Не пора ли вернуть героев народу?
zionistman
«Власть терроризировала местное население, а абреки терроризировали эту власть... И, конечно, народ смотрел на абреков как на борцов против притеснений и зверств власти...» - А. Шерипов.



Долгое время чеченскому народу методично внедряли в сознание, что те герои, которых в народных преданиях, рассказах, песнях ставили в пример молодежи, те герои, которые отдали свои жизни во благо народа, были антигероями, фанатиками и человеконенавистниками, бандитами, грабителями и т.д. А чаще об этих людях просто ничего не говорили, надеясь замалчиванием добиться их забвения в народе. 


Антигероями стали Ушурма (шейх Мансур), абрек Зелимхан и многие другие, всегда бывшие в памяти людей гордостью народа. Вместо них был предложен палач горских народов генерал А.П. Ермолов, а с 1982г. стали предлагать коменданта Кизлярской крепости А. Куроедова и т.д. Подобная «идеологию» смещает нравственные устои, происходит падение духовных ценностей. Ведь любому известно, что героями народов являются люди, выступавшие за свободу, равенство и социальную справедливость.

Тинин Вуьса - выходец из Нашхи основал село Центорой. Возглавил борьбу восточных вайнахов против феодалов Алании и Хазарии, совершал в средневековье набеги на Ичкерию (Нохч-Мохк).
Борьбу предков чеченцев против золотоордынских феодалов возглавили, по народной памяти, Махцур, Идиг из Нохч-Мохка, Алдаман Гlеза из Ч1ебарлоя и др.
Чеченские эпические песни (илли) XVIII-XIX веков, дошедшие - частью - до нас, сохранили имена некоторых борцов за свободу народа. Наиболее часто упоминается Таймин Биболт из Майртупа, Мадин Жаммирза из Чечен-Аула (двоюродный брат Биболта), Зайтан Шихмирза, Адин Сурхо из Притеречья, Джумин Акхтула, Аьккхийн Джанхот, 1елхаштойн 1алха, Аьккхийн Шамса, Аьккхийн Умар Али, баьчча Биларби, баьчча Идалал, Бахадаран Муьстарг из Дады-Юрта, Бабин Эса, Шабин Шахьболат, баьчча Элмарза, Эвтархо Ахьмад, Басаран 1иса, Ч1ега, Хьамзат из Притеречья и др.
С кабардинскими феодалами боролись баьчча Балу, баьчча Биларби, Адин Сурхо и многие другие.
Первым кавказским революционером назвал первый историк-марксист м.н. Покровский имама Мансура (Ша1базан Ушурма), возглавившего антифеодальное и антиколониальное движение народов всего Северного Кавказа в 1785-1791 г.г. Ша1базан Ушурма из с. Алды, выходец из бедной чеченской семьи, возглавил восстание в Чечне, когда ему было 25 лет. В 1794 г. Ушурма умер в Шлиссельбургской крепости.
Таймин Биболт (Бейбулат Таймиев) родился в 1779 г. Возглавил борьбу горцев против царизма в 1-й трети XIX века. Умом, храбростью и энергичной деятельностью он завоевал авторитет в 104 селениях Чечни и Ингушетии. Биболат имел широкие связи с Кумыкией. Дагестаном и Кабардой,
Несмотря на все старания царских властей запугать, арестовать и казнить (как это пытался сделать ген. А. П. Ермолов), или же подкупить Биболта, им не удается свернуть его с избранного им пути. Биболт возглавил мощное восстание в Чечне и Ингушетии 1824-26 г.г. в ответ на жестокую колонизаторскую политику царизма. Ермолов беспощадно расправлялся с восставшими. Был казнен друг Биболта Ц1ечойн Джамболт (Джембулат Цечоев) из с. Яндырка, поднимавший восстание среди карабулаков и ингушей. Были уничтожены огнем и мечом многие аулы Чечни.
Но борьба не прекращалась. Туман помешал Биболту взять Ермолова в плен 20 ноября 1825 г., при поездке главнокомандующего из Червленной в Кабарду. Паскевич пытается, коварно обманув и заманив Биболта в свой лагерь, арестовать и казнить его. Но Биболт знал, с кем имел дело, взяв предварительно у Шамхала Тарковского, имевшего чин генерала царской армии, заложником его сына. Паскевич получает выговор от царя и вынужден отпустить Биболта. Паскевич, сменивший генерала Ермолова, через посредство Биболта заключает перемирие с Чечней.
«Славный Бей-Булат, гроза Кавказа», - назвал его поэт А.С. Пушкин. Декабрист Д. Сухоруков назвал Биболта «умным и предприимчивым удальцом, воскресившим во глубине Кавказа дела Стеньки Разина». Соратниками Биболта были Мадин Жаммирза, Акки Джанхот, Гендаргено Ч1улг из Старых Атагов, баьчча Элмарза, Зайтан Шихмирза, Ц1ечо Джамболат и мн. др. В 1831 г. Биболат был убит своим кровником, кумыкским князем Салат-Гиреем, находившимся на царской службе.
Героями народно-освободительного движения народов Северного Кавказа в 30-50-е годы XIX века были Бенойн Бойсаг1ар, Дуйн 1 умма, Ахбердин Мохьмад, Атин Атаби-молла, Ташу-Хьаьжа, Эвтархо Ахьмад, Джовтха (Джавадхан) из Даьрг1а, Аьккхийн 1уллуби-молла, СоГип-молла из Эрсана, Геха Са1дола, Чlега Хьамзат, Дмитрий Алпатов, Федор Новосельцев, Тlелхиг из Шали, Аьккхийн Гlойтемар, Шо1ип-молла из Ц1онтроя и многие-многие другие.
Бойсаг1ар (Байсангур) из Беноя. Наиб Шамиля с 1839 г. «Таш адам Байсангур» - «Человек-камень Байсангур», - называл его имам Шамиль. Образец мужества, неукротимости и несгибаемой воли. Рыцарь свободы. В боях лишился одного глаза, одной руки и одной ноги. До последнего был с Шамилем. В 1860 г. поднял мощное восстание в Нохч-Мохке (Ичкерия). В 1861r: казнен в Хасав-Юрте в возрасте 67 лет. Похоронен в Кешен-Аухе.
Ума Дуев из Зумсоя - наиб Шамиля. Шамиль называл его «моя правая рука, считающая у себя силу в половину моей армии». Царские офицеры называли Уму «старым мудрым волком». После окончания Кавказской войны был одним из руководителей восстания 1860-61г.г. в Аргунском ущелье. После сдачи в плен и возвращения из ссылки, в 1877 г. вместе со своими соратниками опять поднимает восстание. Казнен вместе с сыном и другими руководителями восстания в Грозном.
Атаби-мулла Атаев Зумсоевский, Наиб Шамиля в Харсеное. Один из самых образованных людей имамата. В 1860-61-х п. был одним из руководителей восстания в Аргунском ущелье. В 1861 г. был сослан в Россию, где собирался возглавить редакцию газеты на арабском языке, в чем, однако, ему было отказано. Автор арабоязычных трудов и хроники Кавказской войны, которые до сих пор не найдены.
Ташу-Хаджи из с. Эндери. Кумык. Один из руководителей народно-освободительного движения горцев Чечни и Дагестана. С 1834 г. - руководитель повстанцев Чечни. Наиб Шамиля в Аухе в 1839 г. Погиб в 1843г. Похоронен в с. Сесан (Саясан).
Ахвердил Мухаммед из аварского села Хунзах. Армянин по происхождению, ближайший соратник и друг Шамиля. Наиб Малой Чечни. Прославился среди чеченцев своей храбростью, мужеством, благородством и умом. Погиб в 1843 г. при попытке присоединить к имамату хевсурский аул Шатили (Шедала). Похоронен в Пущ-корте близ Шатоя.
Шоип из Центороя. Мичиковский наиб. Один из трех старших наибов, составивших центральное правительство имамата (Кибит-Магома, Ахвердил Мухаммед и Шоаип-мулла). Талантливый и умный администратор, 6JIестящий полководец имамазе. Организатор крупного поражения царских войск в Ичкерии в 1842 г. Убит в марте 1844 г. своими родичами, похоронен в Центорое.
Ахмад из Автуров. С 1846 г. - наиб Шамиля в Большой Чечне. Прославился храбростью, благородством и добротой. Погиб в 1852 г. у крепости Грозная. Похоронен в Автурах.
Лачинилуа. Аварец, наиб Шамиля в Чеберлое. Просветитель. Создал аварский и чеченский алфавит на арабской графике.
Дмитрий Алпатов, казак из станицы Наурской.
Борец против социальной несправедливости. Один из храбрейших предводителей партизанских отрядов Чечни, действовавших против царских колонизаторов. Схвачен и казнен на кургане, названном в его честь Алпатовским.
А какие прекрасные образы настоящих героинь-женщин: матерей, сестер, невест и жен - оставили нам предания и историческое прошлое: бесстрашные Дадин Айбика, 1аьмаран Заза, Айдин Жансига и многие другие из с. Дади-Юрт, песнями подбадривавшие защитников аула в 1819 г., и погибшие на царских штыках с кинжалами в руках! Жена Зайтан Шихмирзы, спасшая его от виселицы. Мужественная Ханепи из с.Гойты, десять лет, в мужской одежде повоевавшая против царских войск, чья храбрость была отмечена самим царем Николаем 1, и Майли Таймасха из с. Гехи. Матери героев, обещавшие проклясть вскормленное им молоко, если их сыновья проявят робость в защите свободы и обездоленных.
Нельзя забывать таких героев как Солтамурад из Беноя, Алибек-Хаджи Алдамов из Зандака, абрек Вара и Таймин Аюб из Малых Атагов, Зелимхан из Харачоя и многих тысяч других известных и неизвестных.
А сколько ярчайших, колоритных личностей дала Чечня миру: просветителей, полководцев, дипломатов и ученых и религиозных деятелей и писателей, летописцев и публицистов! Александр Чеченский, Петр Захаров, Бота Шамурзаев, Юсуф-Хаджи Сафаров из Новых Алдов (Бухlан-Юрт), Кеди Досов из Дышни-Ведено, Сугаип-мулла Гойсумов, Таштемир Эльдарханов, Н.Б. Саракаев, братья Шериповы, сотни других.
Настала пора оживить историю Чечни личностями и героями.
Парадоксально, но факт: из около 300 названий улиц и площадей, проспектов, культурных и просветительских учреждений и т.д. города Грозного только немногим более десяти связано с Чечней.
Что говорить о памятниках, мемориальных досках и исторических местах…
Чеченский народ – один из немногих этносов в мире, не имеющих до сих пор официально признанных народных героев.
Не пора ли вернуть героев народу?
Журнал Нана №5, 2006 г.



Шейх Мансур Ушурма.


Солтамурад Беноевский.


  

Зелимхан Харачоевский.

  
Тайми Биболт.

  
Алибек - Хаджи Алдамов.
 

Хасуха Магомадов.
  

Байсангур Беноевский.


Юсуф - Хаджи Сафаров.


Ума Дуев.


Усми Саадола.